Статья ориентирована на пользователей 7 версии Фотошопа для Win9x, W2000, XP
Данная статья изначально была призвана показать один из быстрых способов имитации старой, рваной и пожелтевшей от времени бумаги. Подробностями древне-славянской грамоты она обрасла в процессе написания статьи и на историческую достоверность не претендует, а при написании статьи никто, как водится, не пострадал.
1. Создадим новый документ (Ctrl+N) размера несколько большего, чем ваш будущий лист бумаги. Фон выставьте цветом удобным для дальнейшей работы. Кстати, на будущее, никогда не выставляйте цвет фона R-128, G-128, B-128. Сделайте один раз, попробуйте что-нибудь выделить, посмейтесь и не делайте этого больше никогда. Негативный опыт тоже опыт. Создавая иллюстрации я выбрал белый фон.
2. Создайте новый слой (Shift+Ctrl+N). Верните цвета к умолчанию (D). Инструментом "Прямоугольное выделение" (Rectangular Marquee Tool) создайте выделение произвольного размера, но так, чтобы со всех его сторон, на всякий пожарный, оставались свободные зоны. Теперь, нажав Alt+Del или Alt+Backspace залейте выделение передним (чёрным) цветом. Это основа нашего будущего манускрипта.
3. Снимите выделение (Ctrl+D) и воспользуйтесь Фильтром "Брызги" - Фильтр / Штрихи Кисти / Брызги (Filter / Brush Strokes / Spatter). Значения в окне фильтра выставляйте по своему усмотрению и по размеру изображения. У меня размер документа был 400х500 px и стандартные значения радиуса распыления (Spray radius): 10 и сглаживания (Smoothness): 5 вполне устроили. Если полученный эффект рваных потрёпанных краёв вас не устроил, повторите применение фильтра (Ctrl+F). После повторного применения или очень больших значениях при первом, по краям листа могут появится отдельно стоящие точки, "отколовшиеся" от прямоугольника - ничего страшного, сейчас мы удалим их в массовом порядке.
Трёпка краёв.
4. Вернёмся к инструментам выделения, но на сей раз выберем инструмент "Волшебная палочка" (Magic wand tool) - (W) и с его помощью выделим чёрную область выполнив щелчок по ней. Теперь инвертируйте выделение (Shift+Ctrl+I) и нажмите Backspace, очищая лишнее вне нашего чёрного прямоугольника. Таким образом мы удаляем "отколовшиеся" точки и области, освобождённые от цвета в результате применения фильтра. Не снимая выделения инвертируйте его обратно (Shift+Ctrl+I), выберите основной цвет для листа (бежевый, желтоватый или что-то похожее) и нажмите F5. В открывшемся окне заливки (Fill) выберите "Использовать передний цвет" (Use Foregound Color) и подтвердите "Ok`еем".
5. Будущий лист приобрёл свой цвет, но пока он выглядит всего лишь как низкосортная переработанная бумага. Теперь нам надо сделать его действительно старым, добавив всевозможные пятна и дефекты возраста. Для этого, по-прежнему не снимая выделения, выберем большую кисть (Brush Tool) - (B) со сглаженными краями. В её атрибутах выставим прозрачность (Opacity) 15-20% (Если вы уверены в своих силах можно и больше). Определите цвет для "старческих пятен" как несколько более тёмный, нежели цвет самой бумаги, и приступайте к их рисованию. (Если вы сомневаетесь в своих живописных способностях - делайте это на новом слое). Размещение пятен по краям и, по желанию, по центру. Главное, старайтесь сделать их расположение ассиметричным и не переусердствуйте (Пятна не должны откровенно бросаться в глаза, постарайтесь добиться плавности цветоперехода и не делайте их слишком много). Когда основная масса пятен будет сформирована, целесообразней сменить большую кисть на кисть меньшего размера для углубления теней и, возможно (но не обязательно), воспользоваться инструментом "Размытие" (R). Не спешите уходить с этого этапа. То, чего вам удастся добиться на этой стадии, будет формировать всю финальную картину. (На данном этапе, чтобы подчеркнуть контрастность границ пергамента, я с помощью эффектов слоя Layer / Layer Style / Stroke обвёл пергамент 1 пиксельной обводкой самого тёмного цвета из имеющихся на нём. Если вы делаете пятна на отдельном слое, по завершении всех работ сведите его со слоем манускрипта - Ctrl+E - это сведение с нижним. Не сведите случайно все слои. Таким способом мы избавимся от лишнего слоя и одновременно закрепим обводку вокруг пергамента в качестве части изображения, а не как применённый эффект).
После получения подобного результата можно переходить к следующему этапу.
6. На этом этапе нам предстоит пожалуй самое трудоёмкое действие - создание "механических" повреждений. Разрывы и микротрещины пергамента - неотъемлемый атрибут его древности, так что для пущей достоверности они нам нужны. Для начала, выберем инструмент "Полигональное лассо" (Polygonal Lasso Tool) - (L), которое не требует постоянного удерживания кнопки мыши и, на мой взгляд, в большинстве случаев самое удобное средство для выделений средней степени сложности. С помощью данного инструмента нам необходимо создать зигзагообразные ветвящиеся выделения, напоминающие молнии. Повторюсь: не переусердствуйте, всего должно быть в меру. Пару-тройку трещин от края пергамента и немного по центру. После создания такого выделения просто нажмите Backspace и удалите содержимое выделения. Где необходимо, не стесняйтесь пользоваться ластиком с атрибутами "кисть" (Brush) с жёсткими краями.
7. После того как все трещины и разрывы займут свои места, придадим папирусу фактуру. Сделаем это с помощью фильтра "Текстурирование" - Фильтр / Текстуры / Текстурирование (Filter / Texture / Texturizer). В окне фильтра несколько возможных текстур для наложения. Наиболее подходящая Canvas, масштаб - 100%, рельеф 1, направление падения света - сверху (Top). Если этот и другие варианты из списка не нравятся, остаётся возможность использовать собственную текстуру, выбрав из списка текстур опцию "Загрузить текстуру" (Load Texture) и указав путь к ней. Если я ничего не путаю, основное требование к самопальным текстурам - они должны быть в цветовом режиме Grayscale (чёрно-белые проще говоря). На данном этапе работы ваш пергамент должен выглядеть примерно так, как показано ниже. Если же этого не произошло, значит я никудушный учитель и уже начал делать харакирю в полный рост.
После добавления трещин и разрывов.
8. Надеюсь, что кому-то всё же удалось добиться примерно похожего результата и дабы довести этих счастливчиков до финального этапа, временно отложу ритуальные пляски и продолжу. Фактически мы уже завершили работу по заявленной теме и оставшиеся шаги направлены на эстетическое облагоображивание полученного результата. Разместим на имеющуюся основу кое-какие детали для придания нашей работе большей реалистичности. Особо затягивать не буду, скажу только, что каждую деталь я делал на отдельном слое и уменьшал прозрачность слоёв через панель слоев до 50-60%, чтобы детали не выглядели слишком яркими и новыми. Так был добавлен заголовок и какой-то фрагмент реального текста, перенесённый в программу через клипборд из текстового редактора. И то и другое было вставлено, стилизованным под старославянский, шрифтом DS Cyrillic. Насколько мне помнилось из школьных уроков истории, раньше абзацы текста выделяли большими буквами. Делали их красного цвета и оттого пошло название "красная строка". Осознав эту истину я лихорадочно соорудил то, что я искренне считаю "красной" буквой и попутно инструментом "Затемнение" Burn Tool - (O) затемнил те места текста, что находились над старческими пятнами, чтобы не сложилось ощущение, что время, испортившее пергамент, никак не повлияло на буквы. В качестве завершающего штриха нужна была только печать. Всем ведь известно, что без печати бумага не действительна. Так, по мотивам статьи "Стеклянная кнопка", была изготовлена печать (подделка подписи за вами) и не долго сомневаясь к ней прицепилась пара ленточек цветов российского флага, которым, по моему глубочайшему убеждению, там делать абсолютно нечего (не та эпоха и контрастность), но которые на все мои жалкие попытки их прогнать сказали: "Тебе всё равно лень нас переделывать!" и остались. А, да, к печати также применялся фильтр "Брызги". В результате вот что получилось.
Финальный вариант. Свитки, как следует из названия, не мяли и не сгибали, но на других старых бумагах неплохо бы смотрелась линия сгиба. Так как я её не делал, не знаю как было бы лучше её реализовать, но начал бы пробовать с инструмента Затемнение-осветление. Это так, на будущее.
|